Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 16.04 76.98 1.2982
EUR 16.04 92.23 1.6916
Архив номеров

Наше наследие

2017-09-15

ОБНАЖЁННОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

             Перед нами сборник стихов поэта, который родился и вырос в деревне. Высшее образование учителя истории получил в городе, после чего снова в деревне. Он был не только учителем, но и директором школы, организатором  учёбы и воспитания детей. Он из тех счастливчиков познания жизни, на глазах которых, в непосредственном соприкосновении, как под увеличительным стеклом, проходят становление  детские характеры, их  перспективы и судьбы. Он из тех, кто знает сельскую жизнь не понаслышке.

Деревня – это особая среда жизни. Здесь человек и общество вплотную соприкасаются с живой   природой. Тесное сообщество людей, животных и растений; друзей, вредителей и паразитов  обнажает законы природы, приближает человека к пониманию этих законов. Здесь жизнь без актёров, без масок и без театра. Вот как сам автор сборника говорит о сельской жизни:                                Среди полей, холмов, лесов

Иная жизнь бежит.

Здесь столько разных голосов,

Что голову кружит.

На первом плане,  одухотворённая человеческими свойствами в глаголах и метафорах, живая природа:

Под напев вечнозелёных сосен,

На волне последних летних гроз

Тихим ветерком качает осень

Золотые проседи берёз.

            Здесь обострённо слышна природа, и не только звуки её песен, но и голос самой жизни, её проблем.

Полон мудрости древней

Звон прибрежных лугов.

Только где же деревни

Вдоль твоих берегов?

            Раздумья о дорогом с детства родительском доме, о том, что питало и наполняло душу, – о деревне, её драматической судьбе, ведущей к исчезновению,  рождает строки предельной боли:

Здесь детство моё пролетело когда-то,

И думы мои словно птицы летят:

Деревня убита, деревня распята,

Блуждает в деревне осенний закат.

            Это боль, обращённая к святому распятию, тот  мотив и та глубина чувств, которые мы встречаем в поэме Н. Мельникова «Русский крест». Никто не сказал о судьбе деревни с такой болью, как поэты.  Вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Деревня». Вспомним не для того, чтобы сравнивать стихотворения поэта с творением гения, но для того, чтобы у гения и у поэта увидеть общее – острое ощущение противоречия между богатой, щедрой к человеку, благоухающей природной средой и социальными проблемами жизни людей в этой природе.  «Но мысль ужасная здесь душу омрачает, среди цветущих нив и гор …» – это строчки  А. С. Пушкина. «Деревня убита, деревня распята …» – эта мысль ужасная, сказанная двести лет спустя.

             Это не изменившееся противоречие, остро воспринимаемое обнажённым сердцем поэта, воспевающего красоту природы, превращает его  в мыслителя, философа, пытающегося понять глубинные причины происходящего.

            Автора беспокоит и, на первый взгляд, малозаметная, кажущаяся малозначительной проблема, которую можно назвать поспешностью. Эта проблема обычно прикрывается бытовой безобидной мелочностью: «Поспешишь – людей насмешишь». Однако в творчестве Анатолия Николаенкова мы видим другой подход к этому человеческому свойству:

Подумай не спеша,

Судьба мне повторяет.

Всегда ли хороша́

Уверенность бывает?

            Простой вопрос, который повторяет судьба.  Обращения к  нему неоднократны  в творчестве автора. В ответах на этот вопрос – не конкретные житейские рецепты, а обобщения  и тревога:

И так, к сожаленью,

Мы в спешке всегда

Находим мгновенья,

Теряем года.

            Глобальность этой проблемы открывается ещё у Н.В. Гоголя вопросом: «И какой же русский не любит быстрой езды?!» Он, восхищаясь быстротой и удалью, с которой несётся Русь-тройка, вдруг добавляет: «.. и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет … Что значит это наводящее ужас движение?» Сегодня мы знаем судьбу Русь-тройки. Сегодня мы знаем, к чему ведут обгоняющие законы природы революционные движения, в результате которых не развивается, а исчезает деревня.

            Какая-то загадочная способность поэтов находить в обыденном и привычном существенное, важное, предвидеть тревожное. «Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она». Одна несжатая полоска вызывает у Н.А. Некрасова  грустную думу о непосильном труде и тяжёлой судьбе пахаря. Нескошенные луга – это та, уже далёкая, но незабываемая сельская забота, которая возвращает мысли М. В. Исаковского в молодые годы, в деревню:   «Спой мне, спой, Прокошина, что луга не скошены…».

            Через столетие, когда приоритетным стало индустриальное сельское хозяйство, когда глобально исчезла забота о малых полях, лугах, пастбищах и деревнях мы читаем у А. Николаенкова простые и щемящие до боли слова:

                                   Там, где нивы цвели,

                                   Нынче травы годами не кошены.

            Это серьёзная тревога. Горят огромные площади нескошенных лугов, горят опустевшие и забурьяневшие деревни и леса. Работают противопожарные команды, совершенствуется противопожарная техника, но луга остаются некошеными, а деревни продолжают зарастать бурьяном и гореть, гореть, гореть...  Не  слышно мнений и дискуссий об этой проблеме влияющих на ситуацию людей, не видно практических действий по её решению. Когда-то не дочитали Гоголя, сегодня не слышим поэта. За этим следует тяжёлая расплата.

             В сегодняшних революционных изменениях, в сегодняшнем резком повороте от одной крайности в другую, ей противоположную,  поэт  ищет свои отношения со временем:

                                   Вот и сегодня в сомнении:

                                   Надо ль его догонять?

                                   Ведь в этой гонке со временем

                                   Можно всю жизнь растерять.

            Видеть, остро ощущать проблемы деревни, проблемы близких людей, обострённо чувствовать ответственность за происходящее и понимать невозможность решить эти проблемы только личным участием – всё это не может не вызывать тревоги:

В душе смятение, тревога.

Перешагнув судьбы межу,

Что отвечать я стану Богу,

Что о делах земных скажу?

            Тупиковая проблема внешних обстоятельств рождает нестерпимое для души поэта внутреннее противоречие ощущаемого мрака и неудержимого стремления  к надежде, к свету.

Как горько, как больно, как страшно всё это

Мне видеть, увы,  не в кино,

И только далёкая песня рассвета

Уйти не даёт всё равно.

Поэт понимает и принимает уже состоявшуюся потерю своей деревни, но не теряет веры в свою страну.

Я знаю, воскреснет, воспрянет Россия,

Но только уже без деревни моей.

             Не растерять достигнутое, не потерять себя, любить нам данное –  такое философское отношение к жизни – лейтмотив этой книги.           Не растерять, что любишь, – этот мудрый призыв звучит с первого стихотворения в книге, как мне представляется, самого дорогого для автора, и самого полезного для вдумчивого читателя:

… где роща шумит говорливая,

Возле дома, над тихой рекой

Ты стоишь, молодая, счастливая,

И с улыбкой мне машешь рукой.

            Сборник стихов, с которым мы встретились, –  это разноцветный июньский луг, где читатель найдёт и цветы, и колючки, и лекарственные травы, куда он может прийти с детьми, где можно погрустить, улыбнуться, задуматься. Это тот пласт поэзии,  который, словами  Е. Евтушенко можно назвать «сплетеньем запахов и теней с мученьем века».

            Обо всех поэтических гранях этого сборника  невозможно сказать в коротких  вступительных словах. Что-то близкое, своё в переживаниях и мыслях поэта найдёт каждый читатель этой книги.

 

                                                                                  П. Крупенёв, с.Хоронево.

 

569

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom