Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 25.07 73.77 0
EUR 25.07 86.85 0
Архив номеров

Культурное наследие

2017-08-25

Под стук колес скорого поезда Санкт-Петербург – Смоленск закончилось наше увлекательное путешествие в Северную столицу. Родной Смоленск, вопреки прохладе и непривычным питерским дождям, встретил нас яркой синевой чистого, без единого облачка небосвода, долгожданным теплом и сверкающими на солнце башенками древней городской стены, или Кремля.

Но после величественных и блестящих каменных дворцов Питера, он явился нам довольно скромным и даже возвышающийся, просматривающийся, как на ладони, на Соборной горе бело-бирюзовый пятиглавый храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший жемчужиной Смоленска, показался нам не столь значительным, хотя и не утратил своей необыкновенно воздушной, чарующей красоты,  волшебной притягательности и величия.

Поселились мы с дочерью в однокомнатной квартире, со всеми удобствами, у доброй подруги моей внучки, в новом, быстро отстраивающемся в северной части Питера районе Девяткино. Красочные, мозаичные дома, растут здесь на глазах, как грибы. И хотя драгоценные часы и минуты мы тратили днем на знакомство с достопримечательностями Северной столицы и культурные мероприятия, а девочки находились на работе и наезжали к нам лишь вечером на ужин, все же старались побаловать их домашними блюдами и вкусностями. Меня же, наоборот, соблазняли питерские кафешки манящим запахом хорошо сваренного и приготовленного из натуральных зерен черного кофе.

Попасть в известные достопримечательные места Санкт-Петербурга непросто. И не потому, что в наше время рыночных отношений все: посещение музеев, Петергофа, Зимнего Дворца, Эрмитажа и даже храмов, подобных Исаакию или Спаса-на-Крови, -  платное. А потому, что гостям и туристам приходится простаивать длиннющие километровые очереди у касс и входов, желающих узреть и очароваться дворцами,  залами, историческими местами и культурными ценностями Северной Пальмиры. Например, чтобы попасть в Эрмитаж, посетители простаивают по 3, а иногда и до 5-ти часов кряду.

В те дни в Исаакиевском соборе еще находились мощи Николая Угодника. Нам довелось увидеть собственными глазами огромную живую очередь выстроившихся широкой лентой, состоящей из нескольких рядов и медленно двигающихся к мощам Святого посетителей. Позже, во время отъезда, мы неожиданно  встретили на вокзале знакомых земляков, коллег дочери, отстоявших в очереди десять часов, чтобы попасть к мощам Николая Чудотворца. 

На следующий день мы совершили прогулку по историческим местам набережных города и заодно паломничество в Исаакиевский собор. Роскошное внутреннее убранство и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент, как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение этой большой стеклянной картины (более 28 кв м)  исполнены немецкими мастерами. В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи.

Сырая, дождливая погода Питера не мешала нашему знакомству с городом. Мы побывали не только в храмах, но и в нескольких музеях, совершили обзорную поездку по исторической части Северной столицы с заездом в Эрмитаж, которую заказали и оплатили через Интернет, что избавило нас от многочасового стояния в очереди за билетами в сокровищницу российской и  мировой культуры.

Миловидная девушка-экскурсовод добросовестно провела нас по нижним царским залам и чертогам Зимнего Дворца, с  расписанными золочеными узорами потолками и стенами, увешанными портретами облаченных в мундиры царских особ и вельмож, а также княгинь и княжон в пышных платьях и юбках с кринолинами, красивыми причудливыми прическами, либо локонами и дорогими украшениями. В этих роскошных каменных, отделанных золотом и серебром залах и палатах, царские вельможи встречали гостей, отдыхали, устраивали балы и званые обеды.

В одном из залов, в котором размещена самая большая в Эрмитаже малахитовая ваза, я спросила у нашей милой путеводительницы, настоящим ли золотом и малахитом отделаны стены, колонны и сама огромная ваза-чаша? Ответ был утвердительным. Для отделки и инкрустаций использовались сусальное золото и натуральный уральский малахит. Только на изготовление малахитовой вазы пошло несколько тонн малахита, а для отделки стен несколько килограммов золота.

Особое впечатление произвел на нас Малый тронный зал, посвященный основателю Санкт-Петербурга Петру Первому. Он был предназначен для малых приемов императора. Трон представляет собой оформленное позолоченной инкрустацией и обитое красным бархатом кресло с подставой для ног. Выше кресла расположен парадный портрет Петра рядом с аллегорической фигурой богини мудрости Минервы, написанный итальянским художником Якопо Амигони. Над картиной - двуглавый орел, символ Российской империи, позолоченная корона императоров. Зал украшают шитые серебром панно из лионского малинового бархата и изделия из серебра петербургской работы. После пожара 1837 года Петровский зал без изменений был восстановлен В.П.Стасовым.

Так подчеркивали цари и правители свое величие и величие России, в то время как простой народ, крестьяне зачастую нищенствовали, ходили в лаптях с онучами, одевались в рубище и носили истрепанные армяки на плечах.

Великолепные залы итальянских, испанских и голландских художников, а также скульптурные античные залы члены нашей экскурсионной группы осматривали самостоятельно, где нас с дочерью обворожили статуи древнегреческих и римских богов и полководцев. Особенно запомнилась и поразила лично меня огромная статуя Зевса в античном зале, являющаяся одним из чудес света. Огромная статуя изображает восседающего на роскошном троне Зевса - Бога неба, грома и молний (Громовержца), ведающего всем миром. В правой руке он держит изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Античная скульптура, помещенная в Эрмитаже на специальном фундаменте, прибыла из Италии в 1861 году.  Она была приобретена при распродаже имущества у разорившегося итальянского коллекционера маркиза Д.Кампани. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам, сохранившимся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метра в высоту, его вес не менее 16 тонн. Нам удалось не только осмотреть, но и сфотографироваться возле этой величественной древней статуи Зевса.

Город Санкт-Петербург был заложен русским царём Петром 1 на отвоеванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией. Название города было выбрано Петром 1 в честь святого апостола Петра. Строительство основных городских построек шло за пределами уже основанной крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. С каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определённое количество камня или же заплатить специальный сбор. Разрабатывались "образцовые" проекты домов для различных слоев жителей: "именитых", "зажиточных" и "подлых". В строительстве использовался в основном  принудительный труд и особенно эксплуатировался труд крепостных крестьян, ссыльного и заключенного в тюрьмы люда.

Но как жили первые строители Санкт-Петербурга? Имеются описания, что одевались они в платья из грубой шерсти, ноги обували в лапти. Основной их едой был черный хлеб, мучная похлебка, клецки, изредка мясо. В домах имелась всего одна комната с плоской печью. Вместо окон – несколько отверстий, задвигаемых досками. У более зажиточных окна прикрывались слюдой, холщовыми тряпками, бычьими пузырями, иногда заклеивались бумагой. На ночь жители укрывались своей одеждой. Спали на лавках или досках, закрепленных под потолком. Вместо свечей жгли вставленные в щель в стене или в печи лучины. Малышей укладывали в короб на сено или тряпье, а короб этот подвешивали к шесту, прикрепленному к потолку. Если короб качнуть, он качается сам довольно долго, укачивая засыпающего ребенка, позволяя отдохнуть намаявшимся за день родителям.

Таким образом, за блестящим фасадом и богатым интерьером великолепных исторических дворцов, залов и царских чертогов из камня и золота, восхищающих нас в Санкт-Петербурге и поныне, скрывается тяжелый труд простых людей и крепостных крестьян, быт которых был достаточно скромен и убог.

ЛЮДМИЛА ФЕДОРОВА. 

1363

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom