Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 12.04 77.17 0
EUR 12.04 91.78 0
Архив номеров

Духовное наследие

2016-07-15

   В Шумячской районной детской библиотеке, состоялся видео час «Афон и русский мир», на который были приглашены ученики 8-х классов общеобразовательной школы имени В.Ф.Алешина  и учитель Любовь Ефимовна Гущина.

   Отец Сергий - священник Свято-Ильинского храма, рассказал ребятам, что Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы, а также посмотрели презентацию «Уголок святой Руси на Афоне».

   Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.

Древнейшие названия полуострова — Акти́ («Утёс») и Афо́н в честь мифического фракийского гиганта Афона. Согласно мифу, Афон бросил огромный камень в Посейдона, который упал в Эгейское море. По одной из версий этой легенды, могила Посейдона находилась на Афоне.

Согласно первому известному Уставу, утверждённому императором Иоанном Цимисхием, Афон именуется просто «Гора».

Наименование же «Святая Гора» побеждает в первой половине XII века, когда грамота 1144 года императора Алексея Комнина монастырю Великая Лавра определяет официально и окончательно новое имя:

 «Отныне называться Афону Святой Горой всегда»

Согласно древнему местному христианскому преданию, в 49 году корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю и его прибило к берегу Афона в том месте, где ныне находится Иверский монастырь. Дева Мария так была поражена красотой этого места, что попросила у Бога это место себе в удел. На что получила ответ: «Да будет место сие удел твой, и сад твой, и рай, и пристань спасения желающих спастись»

В связи с этим Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы».

Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы.

Одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд женщинам и животным женского пола.

Статья 186-я Устава гласит: «В соответствии с древним обычаем запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»

За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.

Правила пребывания для лиц мужского пола строгие: на территории Святой Горы запрещается носить одежду выше колен и плеч, ярких расцветок, купаться, загорать, сквернословить и просто громко разговаривать, осуществлять фото- и видеосъемку.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение.

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Кару́лья.

Яркими продолжателями и носителями афонского наследия на Руси были преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Наиболее ярко влияние афонского  наследия на Руси отразилось в древнерусском искусстве, в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного. Важный вклад в восстановление связей между Русью и Афоном совершил преподобный  Нил Сорский, который провел на Святой Горе около 20 лет. Другим важным «соединительным звеном» Афона с Русью был выдающийся греческий богослов и афонский подвижник преподобный Максим Грек.

С начала 1970-х годов святогорское монашество стало возрождаться, в том числе русское присутствие на Афоне с 1970-х начало медленно восстанавливаться. Ситуация осложнялась тем, что значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.

В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом.

Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейших мест.

Н.П.Анохова,

заместитель директора по работе с детьми.

 

738

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom