Рекламный баннер 900x60px top
Архив номеров

Вахта памяти

2014-08-01

Алексей Жуков в составе сводных отрядов участвовал в поисковых работах на территории многих районов Смоленщины, в торжественном захоронении останков погибших.

В нынешнем году поисковому движению «Долг» исполнилось 25 лет. Это патриотическое движение зародилось на Смоленщине по инициативе Нины Германовны Куликовских. В честь этой даты Алексей Жуков был награждён «Юбилейной медалью» за активное участие в поисковой работе, за военно-патриотическое воспитание молодого поколения. Есть у него и ещё одна награда – медаль «За боевое содружество» от Союза воинов – Афганцев.

Боевое крещение

В годы Великой Отечественной войны на территории нашего района сражалась с врагом 21-я горно-кавалерийская дивизия Якуба Кулиева. Под деревней Пустосёл дивизия прошла боевое крещение, вступив в схватку с фашистами. У неприятеля было преимущество в силе и технике, поэтому кулиевцы отступили к Варшавке (Варшавское шоссе), но там уже были немцы, оттеснившие наших к Локотцу.

Не случайно выбрал Алексей Алексеевич местом для похода именно деревню Пустосёл, где 73 года назад шёл ожесточённый бой с противником. Он хотел, чтобы его воспитанники почувствовали святость этих мест, наполненных тайной подвига и героизма. В пятидневном походе участвовали ученики из 7 «А» класса со своим классным руководителем Алексеем Алексеевичем Жуковым и шестиклассники с классным руководителем Натальей Михайловной Казаковой. И ещё было трое ребят из Ершичей: Женя Романенкова, Егор Мешечкин и Саша Лындин с учительницей Воргинской школы Лидией Александровной Свистуновой. Их поисковый отряд ещё очень молодой. Всего три года занимается поисковой работой. Ершичские поисковики с удовольствием приняли приглашение Алексея Алексеевича присоединиться к нашему отряду и не пожалели об этом. За пять дней похода ребята настолько сдружились, что расставаться было тяжело.

За деревней Пустосёл, в низине, в живописном месте разбили палаточный лагерь, сколотили стол, скамейки, определили место для костра, установили умывальник.

Для троих ребят -  старшеклассника Егора Гаврилова, семиклассников Толи Бондарева и Леры Кузьминой такие походы не впервые. Они уже участвовали в раскопках, обучены навыкам лагерной жизни. «Мои «старики», - любовно называет их Алексей Алексеевич, - а Егор Гаврилов – моя правая рука – он уже четыре года ездит в подобные экспедиции».

Из дневника отряда

Вечер. Почти ночь. У нас отбой.

Дневальные сидят у костра вместе с руководителями. Нас съели комары.

- // -

Только что вернулись из леса.

Ходили на разведку.

Сейчас ждём, когда нас накормят.

- // -

Этот день начался очень плохо. Ночью шёл сильный ливень с грозой.

С утра было пасмурно, и мы пошли колоть дрова. После обеда на небе появилось солнце, и мы отправились в лес на раскопки.

В лагере мне очень нравиться. Здесь очень вкусно кормят. Сегодня я первый раз сходил на раскопки.

Я узнал, что дневальные должны дежурить до 00.00 часов. У нас есть график, кто когда дежурит.

- // -

Я первый раз ночевал в лесу, в палатке. Мне понравилось. Выжил. В лагере очень вкусно кормят, по-полевому.

Я дневалил. Наварил вкусного борща и перловки с мясом. Обжог палец и поэтому такой почерк.

Играли в футбол. Команда отцов против детишек. Счёт 1:1.

- // -

Чувства меня переполняют. Сегодня мой день прошёл удачно. Ходила на раскопки в первый раз. Я думала, что я бесполезный человек, но потом я подняла голову и решила следовать советам и всё получилось.

Ходили на раскопки. Работали 4 часа. Когда пришли обедать, нам сказали, что надо готовиться к конкурсу сказок.

Сегодня был классный день. Хоть утром мы и прошли 15 км, ужасно устали, никто не хотел спать, пытались быть бодрячками. Самое весёлое было во время показа сказки, мы получили кучу эмоций. Приближается вечер. Костёр. Песни под гитару!

- // -

Вчера сидели у костра и пели прощальные песни. Сегодня сходили на раскопки. До прощания осталось 4 часа. За 5 дней устала. Есть желание отоспаться. Прощай, дорогой дневник.

Я считаю, что эти пять дней научили меня многому.

Сегодня уехали Ершичские ребята. Им нужно было возвращаться домой. Как-то стало грустно и тоскливо. Мы успели привыкнуть и подружиться.

- // -

Мне понравилось. Я первый раз спала в палатке, в лесу. С удовольствием приеду ещё.

Всем пока! Мне понравился этот поход!

«…Бригантина поднимает паруса»

В лагере ребят навещали родители. Не проходило и дня, чтобы чьи-то мамы или папы не появлялись в палаточном лагере,  и не потому,  что беспокоились за своих детей, хотя и в этом была причина, по большому счёту их тоже влекла романтика. Им, в общем-то ещё молодым, сорокалетним людям, хотелось вспомнить юность, посидеть у костра,  отведать еды с дымком и пообщаться с детьми в «неформальной» обстановке. Как здорово, как это сближает и помогает понять друг друга.

А сколько было общего восторга от игры в футбол между ребятами и родителями. Один из родителей в лагерном дневнике записал текст песни «Бригантина». Эта песня об отчаянных романтиках, «яростных и непокорных», «презревших грошевый уют». Вероятно, детям не всё понятно в этой песне, но она хорошо ложиться на гитарную струну и поётся легко. От неё веет походной романтикой.

«В флибустьерском дальнем синем море Бригантина поднимает паруса», -  есть в песни такие строки. Ребята пока не до конца осознали, что их Бригантина сегодня поднимает паруса здесь, в этом лагере под Пустосёлом, в этом священном месте, где погибли десятки солдат, отвоёвывая у врага этот маленький кусочек нашей родной шумячской земли. И хоть ребятам не удалось найти останки погибших солдат, главное, что они приобщились к святому, что они были одержимы идеей поиска. Главное, что они прошли по тому пути, по которому шли наши защитники. Возможно, дети и не думали о том, что происходило в этих местах более семидесяти лет назад, о тех, кто погиб на этой земле, приняв здесь последний бой, но всё равно вольно или невольно своим присутствием они всколыхнули память о погибших.

Пройдут годы, и новые поколения поисковиков пройдут по этим тропам-свидетелям военной поры. И снова будут вспоминать и так будет вечно!

Утром в лагере

По приглашению руководителя похода Алексея Жукова в один  прекрасный день я отправилась в палаточный лагерь в гости к поисковикам. Было раннее утро, свежо, но чувствовалось, что день будет жарким. Пока ехали по просёлочной дороге любовались окрестностями. Лёгкий туман поднимался над полями и лугами, дополняя прекрасную картину деревенского  утра. И вот мы на месте. Жизнь в лагере уже бурлила вовсю. Дети завтракали. Кто-то сидел за столом, некоторые, получив порцию овсяной каши, присели возле своих палаток. По тому, с каким аппетитом они уплетали кашу, нетрудно было догадаться, что вкусноты она была необыкновенной. Ещё бы, собственноручно приготовленная, да на костре , да с дымком… Кстати, дети научились в лагере готовить себе пищу, конечно, под присмотром своих руководителей. Егор Гаврилов, например, специализировался по борщам. Это блюдо получалось у него настолько вкусным, что ребята отмечали это в своих дневниковых записях.

Место для лагеря было выбрано великолепное: в низине, недалеко от речки. Несмотря на жару, там всегда прохладно. Обратила внимание на вещи, аккуратно развешанные на верёвках для просушки. Позавтракав, ребята потянулись к рукомойнику, чтобы вымыть свою посуду. И всё без суеты, без толкотни. Мне показалось, что здесь, в полевых условиях, дети ведут себя не так, как в обыденной жизни. Нет в них той бесшабашности и бравады. Они здесь кажутся взрослее и серьёзнее, дисциплинированнее и скромнее.

Самый старший из ребят – Егор Гаврилов, он перешёл в одиннадцатый класс, самый младший четвероклассник – Маёров Слава. Остальные почти одногодки – седьмой и  шестой классы. И это был коллектив единомышленников. Как здорово, что ребят объединило патриотическое дело, что они научились выживать в экстремальных условиях, чувствовать ответственность друг за друга, научились элементарным вещам: готовить и убирать за собой, мыть посуду, вставать по часам и многому, многому другому, без чего нельзя выжить в походных условиях. А ещё они научились быстро, на ходу придумывать сказки и разыгрывать их, участвуя в конкурсах, научились петь под гитару у костра.

«Вот эти цели я ставил перед собой, когда затевал этот туристско-поисковый поход, - говорит Алексей Алексеевич, - и продолжает, - для меня главное, чтобы дети физически окрепли, подышали свежим воздухом, почувствовали приятную усталость от многокилометровых походов, стали самостоятельнее, чтобы научились ценить настоящую дружбу, стали мудрее и добрее. Думаю, что эти пять дней не прошли даром для всех нас: и детей, и взрослых».

Молодец, Алексей Алексеевич, ты, как преподаватель ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности),  справился со своей задачей на «отлично».

Людмила Бондарева.

Послесловие:

Участники похода выражают искреннюю благодарность депутату Смоленской областной Думы Новикову Игорю Александровичу за обеспечение лагеря продуктами питания, которые были весомым дополнением к тому, что захватили из дома. А пилорамщик Олег Артёмов снабдил дровами для костра. Спасибо ему за это.