Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 08.12 74.14 0.4705
EUR 08.12 83.71 0.5976
Архив номеров

Память

2014-01-24

В нашем семейном альбоме хранится много фотографий из детских и юношеских лет моих    бабушек и дедушек. Одна фотография меня очень заинтересовала. На ней – подростки с музыкальными духовыми инструментами, среди них - мой дедушка, Соколов Александр Петрович. Эта фотография стала объектом моего исследования: я задался целью узнать историю этого  фото.

Из воспоминаний моего дедушки  я узнал, что эта фотография была сделана в мае 1962 года одним из старшеклассников (фамилию не помнит) по просьбе руководителя оркестра Грачика Николая Владимировича во время субботника по уборке территории школы. Музыканты тоже работали, но в перерывах бежали к инструментам и играли для всех, чтобы веселей работалось.

Школьный духовой оркестр был организован в 1961году из учащихся 6-8 классов. Инициатором его создания был Грачик Николай Владимирович, который как раз в это время пришел работать в Шумячскую  среднюю школу  учителем трудового обучения и машиноведения. В создании оркестра очень был заинтересован директор школы Василий Федорович Алешин, которому удалось закупить  духовые музыкальные инструменты.

   Занятия оркестра проходили после уроков в вечернее время (где-то с 18час. 30мин.), так как ребята в школе учились в разных классах и разных сменах. Занимались 2-3 раза в неделю. Возможности заниматься в школе не было, поэтому занятия оркестра проходили в частном пустом доме по улице Почтовой, который арендовала школа. Впоследствии в этом доме жил Ларкин Василий Максимович со своей семьей, работавший учителем в школе. Сейчас этот дом обложен  кирпичом,  имеет пристройку, вокруг красивый металлический забор. А тогда это был обычный небольшой  деревянный дом с низким забором-штакетником.

В оркестре занималось 12 мальчиков, которые никогда не пропускали репетиции. Николай Владимирович так увлек их этим занятием, что они оставляли свои любимые игры (футбол, лапту) и спешили на встречу с учителем и музыкой. Подростки знали, что занимаются важным и серьезным делом. Молодые музыканты  гордились тем, что к ним относились как к взрослым. Они видели ответственное отношение  своего руководителя, который вложил душу в оркестр, и не могли его подвести.

Ребята играли на разных музыкальных духовых инструментах:

- Соколов Александр – на кларнете;

- Локшанов Леонид, Макаренков Александр, Шарков Александр – на трубе;

- Сафоненков Борис, Валюженич Валерий – на баритоне;

- Флоринский Анатолий, Сидоренков Александр – на теноре;

- Неволаев Георгий – на малом барабане;

-Медвецкий Виктор – на ударных инструментах (большой барабан и тарелки);

- Силутин Василий, Шарков Виктор – на трубе-бас и контрабасе.

   Играть надо было по нотам. Ребятам повезло в том, что уроки пения в школе  вела молодая учительница Ольга Евгеньевна (фамилию не помнит). Она была настоящим профессионалом,  сама играла на скрипке. На своих уроках она прививала ученикам любовь к музыке и желание самим научиться играть на музыкальных инструментах. Уроки пения начинались с нотной грамоты, поэтому  ребята хорошо знали ноты, музыкальные обозначения. Придя в оркестр, занимались уже разучиванием мелодий песен, танцев. Трудности были с приобретением нот к музыкальным произведениям, так как они у нас не продавались.

   Школьный оркестр играл вальсы, польки, марши, туш, гимн.  За короткое время оркестр стал востребован. Молодые музыканты пользовались большим авторитетом не только в школе, но и в родном поселке. Они играли на  вечерах отдыха, на выпускных вечерах, праздничных мероприятиях  в школе. Без оркестра не проходили  районные праздничные мероприятия, партийные конференции, пленумы, слеты передовиков производства, демонстрации и митинги.

   Игра в оркестре увлекла ребят, они стали самостоятельно учиться играть на других инструментах. Мой дедушка до сих пор играет на гармони и баяне, на гармони играли Макаренков Александр и Медвецкий Виктор.  Сафоненков Борис  научился играть на саксофоне, Неволаев Георгий – на ударных.

  После окончания основной школы  многие ребята -  оркестранты уехали учиться в техникумы  городов  Рославля и Смоленска. В духовой оркестр пришло новое пополнение. Ребята из духового оркестра Сафоненков Борис, Неволаев Георгий, Валюженич Валерий  и  Шарков Александр, оставшиеся в Шумячах после окончания средней школы, перешли в эстрадный оркестр при районном Доме культуры, которым руководил Хрипливый Виктор Захарович.

О Николае Владимировиче подробнее я узнал от его дочерей – Ирины Николаевны Кухаренковой (наш директор школы) и Татьяны Николаевны Бабьяк. Они поделились своими воспоминаниями об отце.

Родился Николай Владимирович в 1923году в г. Ленинграде. После гибели отца и смерти матери он в восьмилетнем возрасте попал в детский дом, где и научился играть на духовых инструментах. Специального музыкального образования не имел.  В 18 лет закончил ФЗУ, затем был призван в армию. Служил в музыкальном взводе.  Началась война, и Николай оказался в блокадном Ленинграде. Своими глазами видел тот ужас, который пережили блокадники: голод, бомбежки, слезы, смерть, трупы. Чудом остался живым. «Музыка спасла», - рассказывал он (военным музыкантам давали паек побольше), и большая надежда на освобождение. После прорыва блокады в1943 году был вывезен в г. Муром, где тоже играл в духовом оркестре. Поступал в военное танковое училище на одногодичное обучение. Но в связи с окончанием войны срок обучения увеличили, и он решил вернуться в Ленинград. Работал на Кировском заводе, жил в комнате, оставшейся от  родителей.  В 1954 году по комсомольской путевке уехал на целину. Оказался в поселке Курья Алтайского края, где и работал до 1959года.  Был награжден  грамотами за высокие трудовые показатели. С музыкой никогда не расставался, уже мог играть на разных духовых инструментах.

«В Курье встретил свою любовь – Зою Игнатьевну (нашу маму),  которая по направлению работала там врачом. В 1959 году переехали в Шумячи, на родину мамы (здесь жила наша бабушка, за которой нужен был уход)», - рассказала Ирина Николаевна.

   Николай Владимирович закончил Рославльский техникум механизации, устроился электриком на льнозавод. Затем перешел работать в Шумячскую среднюю школу учителем труда, где и организовал школьный духовой оркестр. Он очень гордился своим детищем. Свою любовь к музыке он передал  своим ученикам и своей дочери (Ирина Николаевна играет на фортепиано).

 Николай Владимирович умер в 1984году.

   По-разному сложились судьбы молодых оркестрантов. Никто из них  не стал профессиональным музыкантом, но любовь к музыке пронесли через всю жизнь,  с благодарностью вспоминая своего наставника – человека ответственного, увлеченного, доброжелательного, скромного, который научил музыке не одно поколение мальчишек.

Соколов Александр Петрович, мой дедушка, после окончания основной школы поступил учиться в техникум механизации сельского хозяйства в г. Рославле. После окончания работал механиком в колхозе «Дружба» Шумячского района. Служба проходила в Москве. Вернувшись в родной поселок, пошел работать в автотранспортное предприятие (сначала механиком, затем заведующим гаражом). В 1971 года стал работать в райкоме комсомола, затем - председателем поселкового Совета народных депутатов. С 1981 года и до 1995 года находился на различных должностях в партийных, хозяйственных, профсоюзных органах. Учился в сельскохозяйственном институте в г. Балашиха.С 1995 года и по настоящее время работает в системе социальной защиты населения. Имеет много областных и правительственных грамот за высокие показатели в труде.

   Сейчас на пенсии, но продолжает трудиться. Имеет двух дочерей, четверых внуков. Всю жизнь его сопровождает музыка, любовь к которой привили учительница пения Ольга Евгеньевна и руководитель духового школьного оркестра Грачик Николай Владимирович. Дедушка играет на гармони и баяне, радует нас. Его старшая дочь Ирина играет на фортепиано.

Локшанов Леонид Яковлевич живет в Израиле. Его сестра Роза Самуйловна рассказала, что  после окончания Шумячской  средней школы  Леонид уехал в Минск. Два года работал электриком на фабрике, затем был призван на службу в армию. Три года служил в Улан-Удэ. После армии вернулся в Минск, устроился энергетиком на хладокомбинат и одновременно учился в политехническом техникуме. В 1991 году уехал в Израиль по приглашению родственников жены, где проживает и сейчас. Работает с 1991 года и по настоящее время в физико-математическом колледже в физической лаборатории (сначала лаборантом, потом заведующим лабораторией).  Имеет сына и дочь, которые живут в Америке, трое внуков.

   Музыкой занимался только в школьные годы. С благодарностью вспоминает Николая Владимировича, который прививал ребятам чувства прекрасного.

Неволаев  Георгий Егорович рассказал, что после окончания средней школы он остался в родном поселке, устроился работать в Сельхозтехнику. С музыкой не расставался – долгое время играл в эстрадном оркестре при Доме Культуры на ударных инструментах.  Все время жил в Шумячах и работал в Сельхозтехнике токарем. Был передовиком производства, неоднократно поощрялся администрацией предприятия грамотами и ценными подарками.

   Сейчас на заслуженном отдыхе, имеет двоих детей и внуков. Он вспомнил, как  бывшие оркестранты провожали в последний путь своего учителя - Николая Владимировича.

Продолжал играть в эстрадном оркестре после школьного духового и Сафоненков Борис Алексеевич. Он закончил Смоленский педагогический институт, работал учителем в Петровичской средней школе, затем в партийных и комсомольских органах, преподавал в училище в г. Рославле, был на хозяйственной работе. Увлекается поэзией, пишет стихи, которые  печатались в нашей районной газете. Сейчас - на заслуженном отдыхе, живет в г. Рославле.

   Не расставались с духовой музыкой  Валюженич Валерий и Шарков Александр, которые также перешли в эстрадный оркестр. К сожалению, они  рано ушли из жизни.  

Валюженич Валерий Петрович умер в 1990году. О  нем в районной газете «За урожай» за 1989 год было написано: «Вся трудовая деятельность В.П.Валюженича связана с техникой. Он работает шофером в ремонтно-техническом предприятии, пришел сюда подростком. Некоторое время слесарничал, затем окончил курсы шоферов, и вот уже 23года за рулем… Ежегодно добивается высоких производственных показателей. Так, например, в прошлом году он сделал 5665 тонно-километров, выполнив годовое задание на 219,8 процента…»

Сестра Валерия Петровича Елена рассказывала, что он долго  не расставался с музыкой: после школьного духового играл в эстрадном оркестре в РДК.

Судьба Шаркова Александра Николаевича сложилась трагически. Еще в школе он со своим младшим братом Виктором увлекались спортом, особенно гимнастикой. Однажды в Шумячи приехал цирк, братья сблизились с цирковыми гимнастами, продемонстрировали им свои способности и получили предложение связать свою судьбу с цирком – заниматься цирковой силовой гимнастикой. Первым в цирке оказался младший Шарков – Виктор. Саша после окончания школы работал инструктором в райкоме комсомола (с ним вместе работал в комсомоле мой родственник Кондратьев Николай Герасимович, который и рассказал мне о Шарковых Александре и Викторе). Увлекался музыкой - играл в эстрадном оркестре в РДК. Через год уехал к Виктору  на Украину, устроился на работу. В 1971 году во время циркового представления Александр трагически погиб.

    Виктор продолжал работать в цирке. По его стопам пошли два его сына. Они объездили весь Советский Союз,  выступали за рубежом.

    Сейчас Шарков Виктор Николаевич на заслуженном отдыхе, живет в Прибалтике.

Недолгую жизнь прожил и Макаренков Александр Андреевич. После окончания основной школы работал в Сельхозтехнике,  играл в эстрадном оркестре. После службы в армии закончил Рославльский сельскохозяйственный техникум, вернулся в Шумячи. Работал в Сельхозтехнике мастером по механизации трудоемких процессов в животноводстве. Не очень удачно сложилась личная жизнь. Старался скрасить свое одиночество  игрой на гармони.

В 2011 году умер Флоринский Анатолий Николаевич. В школьном оркестре он играл на теноре. После окончания основной школы в Шумячах учился в кулинарном училище в Смоленске, но по профессии работать не пошел.  Отучившись на курсах шоферов, пошел в армию. Службу проходил в Германии водителем. Вернулся в родной поселок и до пенсии работал водителем в райпо, РДК, ветлечебнице. Жена, Флоринская Галина Григорьевна, вспоминает: «Это был человек энергичный, целеустремленный, сильный духом: самостоятельно боролся со своими недугами, проблемами».

Силутин Василий Иванович после школы закончил ремесленное училище в Рославле, по направлению три года работал на Алтае, после службы  в армии  вернулся в Рославль. Десять лет отработал на ВРЗ (вагоноремонтном заводе) кузнецом. Затем на автоагрегатном заводе, откуда и ушел на заслуженный отдых. Сейчас живет в Рославле. Часто вспоминает годы, проведенные в оркестре, как самые замечательные, запоминающиеся.

Сидоренков Александр Иванович после окончания Шумячской средней школы поступил в строительный техникум в городе Орле. После учебы он был направлен на работу в Москву на строительство  Курского вокзала, чем очень гордится. После окончания стройки, обзавевшись семьей, переехал жить  в город  Ульяновск, где долгое время работал начальником строительного управления. В настоящее время живет в Ульяновске, уже на заслуженном отдыхе, имеет детей, внуков. Поддерживает связь с шумячцами, приезжает в гости к родственнице Шитовой Тамаре Григорьевне, которая  и рассказала нам об Александре Ивановиче.

Медвецкий Виктор Григорьевич жил в Шумячах недолго. Он приехал сюда незадолго до создания духового оркестра. Его отца направили работать в Шумячский район заместителем председателя райисполкома. Виктор учился в 5классе. Очень увлекался музыкой, самостоятельно научился играть на гармони и баяне. После окончания Виктором  восьмилетки, семья Медвецких уехала в Краснодарский край, связей ни с кем из шумячцев не поддерживали.

   К истине можно идти разными путями, неизменно пользуясь разными источниками. Одним из таких источников являются старые фотографии. Они имеют свою историю и умеют хранить тайны. Но если подобрать к ним ключик, то тайное станет явным, и много интересного мы сможем почерпнуть из этого неиссякаемого клада. Но одного лишь снимка недостаточно. Для этого необходимо послушать еще и знающих людей, очевидцев, которые заставят фотографию заговорить.

 С исследуемой фотографии смотрят на нас ребята с вихрастыми чубами, серьезно сосредоточены, видно, что очень дорожат своим делом – игрой в духовом оркестре. Я рад, что обратил внимание на эту фотографию, которая рассказала о незнакомых ранее мне людях, об истории школы, о детском увлечении моего дедушки и его друзей, которое они пронесли через всю жизнь, всегда только добрым словом и с благодарностью вспоминая своего учителя.

  Подводя итог, я могу сделать следующие выводы:

-старая фотография – остановившееся мгновение, кусочек пожелтевшего картона, а сколько доносит она до нас: историю малой родины, летопись семьи, школы, незабываемые моменты жизни, память о прожитых светлых днях, о замечательных людях;

- ничто так точно не передает прошлое, сохраняя  реальность, как фотография;

- каждый человек достигает такого состояния, когда от него остаются только фотографии  и… память. И моя фотография рассказала о людях, которых нет уже среди нас, и которые еще живы и хранят светлую память об ушедших;

- подростки на фотографии, воспитанные в духе коллективизма, трудолюбия, любви  к прекрасному, сохранили эти качества на протяжении всей жизни, воспитывали их в своих детях. А самое главное – они остались благодарны своим старшим товарищам, наставникам;

-нам, молодым, надо учиться у старшего поколения умению хранить память, быть более внимательными к окружающим и стараться оставить о себе добрые воспоминания.

Е.Михальков, учащийся 11 класса Шумячской средней школы.

3805

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom